Дмитрий Марфунин

"О рае"

 

 

На главную

15 февраля 2022 года

 

Складывается впечатление, что тот, кто описывал картину библейского рая, стремился донести до будущих поколений знания о тех изменениях у наших предков, в результате которых и появился собственно человек.
При описании рая отмечается, что «…был насажен рай в Эдеме на востоке… и произращено дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». И помещен в него первый человек и запрещено ему есть плоды «…от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь».
Потом «нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Известно, что придумывание названий – это сложный мыслительный акт зрелого, полностью развитого человеческого мозга, способного к абстрактному мышлению. Но также очевидно, что придумав названия, человек стал их произносить, что может свидетельствовать о том, что, во-первых, появился какой-то язык, а во-вторых, у него появилась развитая образная речь.
Затем появилась женщина и стала Адаму женой.
Далее, описывается, что «…и были они наги, Адам и жена его, и не стыдились». Затем змей уговорил жену Адама попробовать плоды запретного дерева: «…в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Возникает несколько вопросов. Во-первых, почему они не умерли, хотя были предупреждены? Ранее была попытка ответить на этот вопрос. Животные не знают, что они смертны, поэтому можно предположить, что они себя считают бессмертными. Лишь человек осознает себя смертным. Может, именно это стоит за словами «смертью умрешь»?
Кстати, почему слово «боги» стоит во множественном числе, и с маленькой буквы? Кто они?
Сказано, что ранее они были наги и не стыдились, а после того, как вкусили запретных плодов, они узнали, что наги и … сделали себе опоясания, то есть, по логике, устыдились, хотя слова такого в тексте нет. Но при надевании опоясания остальная поверхность тела оставалась открытой.
В одном из древних языков, латинском, есть слово “pudor” – стыд, а производное от него слово “pudendus” имеет два значения: 1) постыдный и 2) половой.
В анатомии слово «пудендальная» относится к области гениталий, эта область на русском языке имеет название «срамная», а слова «срам» и «стыд» - синонимы.
Тогда получается, что Адам и его жена, будучи обнаженными, после приема плодов запретного дерева почувствовали стыд и ощутили потребность закрыть области половых органов. Почему? Почему и сейчас человек (в большинстве случаев) чувствует стыд при обнажении своих половых органов и стремится их закрыть? Причем у того, кто видит обнаженные гениталии, стыда не возникает. А что возникает?
И, наконец, почему вся эта история начинается с появления женщины, почему именно она поддалась уговорам змея и отведала запретных плодов, а затем дала их Адаму? А может быть, этот текст нужно рассматривать как иносказание и расценивать эти слова как намек на то, что у женщины в тот момент что-то изменилось? Точнее, что у нашего предка женского пола в процессе становления его как человека произошли какие-то изменения в организме, которые повлияли на их поведение?
Млекопитающие по большей части индифферентны к сексу, кроме одного или двух периодов в году, когда в организме самки происходят определенные изменения, в результате которых она становится способной к оплодотворению. Внешне это никак не проявляется, но изменяется секрет половых органов, запах которого привлекает самцов и приводит к стимуляции их сексуальной активности. То есть на первый план выходит значение обоняния.
У женщин, как правило, 28-дневный менструальный цикл. В межменструальный период временной интервал способности к оплодотворению довольно значительный. Но он внешне никак не проявляется (менструация не считается, так как в период менструации оплодотворение не возможно).
Считается, что женщина постоянно готова к сексу (или может быть готова после стимуляции – вербальной, визуальной или контактной). Мужчина так же может быть готов к сексу после стимуляции – вербальной, визуальной или контактной. Но если вербальная или контактная стимуляция может зависеть от потенциального полового партнера, то визуальная может от него не зависеть. Может быть достаточно лишь обнажения области половых органов (даже случайного) для приведения субъекта противоположного пола (как правило, мужчину) в состояние сексуального возбуждения. То есть, на первый план выходит зрение.
Если это так, тогда чувство стыда и потребность закрывать область половых органов можно было бы расценивать как способ предупреждения нежелательных половых контактов и, в конечном счете, как способ регуляции деторождения? О чем, вероятно, и хотел поведать автор при описании событий в раю? А также о том, что возможность наступления беременности уже не зависела от времени года?
А далее по тексту следует разоблачение нарушения запрета и перечисление наказаний участников этого события: змея, жены Адама и самого Адама. Змей нас пока не интересует, а вот жене Адама было сказано: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
У доношенного человеческого плода самая большая часть – его голова из-за увеличения объема мозга. При родах, при прохождении плода по родовым путям, именно из за этого женщина испытывает родовые муки, о чем и было сказано.
Также женщина физически, в большинстве случаев, слабее мужчины, и ищет у него защиты во время опасности. Слово же «господствовать» можно расценивать как  «покровительствовать», то есть брать под защиту, защищать, помогать, что может быть при совместном существовании, то есть в первичной семье.
Адаму же было сказано: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,…ибо прах ты и в прах возвратишься».
Но почему-то немедленного изгнания не произошло. Далее Адам придумал своей жене имя – Ева. А также сделана была для них одежда кожаная. И лишь потом, задавшись вопросом: «…как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно», был изгнан Адам с Евой из рая. То есть, раз они попробовали плоды дерева добра и зла, они также могли бы попробовать и плоды дерева жизни. Чтобы этого не произошло, они и были изгнаны из рая. Именно поэтому, а не потому, что они нарушили запрет.
И, наконец, последнее. Ранее змей им говорил: «и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Сейчас же было сказано: «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Слово «Нас» стоит уже с большой буквы, но также во множественном числе. Получается, что «боги» - это «Мы», и они жили вечно? Кто же это мог быть? А в конце было сказано, что «…поставил…Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Выше было предположено, что действие плодов дерева добра и зла могло символизировать эволюционное изменение функции репродуктивной системы при трансформации предка женщины в женщину. Аналогично можно бы подумать, что действие плодов дерева жизни также могло символизировать какое-то изменение в человеческом организме, которое привело бы к бессмертию? Или это может быть что-то другое, например, вера в бессмертие души?
Итак, все вместе позволяет думать о том, что в описании картины библейского рая автором (или авторами) представлены изменения предка человека во время формирования из него человека: увеличение объема мозга; появление способности к абстрактному мышлению; появление развитой, образной речи; осознание своей смертности; появление чувства стыда и потребности в закрытии срамной области и вообще в одежде; появление у женщины потребности в защите и покровительстве со стороны мужчины, то есть, создание первичной моногамной семьи; появление способности к обработке земли, то есть земледелия.
Остается вопрос – кто это «Мы» и почему «Они» так тщательно охраняли плоды так называемого «дерева жизни», хотя оно также росло в раю, как и «дерево добра и зла»?

 

©Дмитрий Марфунин

На главную