"О миссии Иисуса"

На главную

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, - спросил меня мой друг, - зачем приходил Иисус в наш мир? А он говорил: «Вы от сего мира, я не от сего мира». Так зачем он к нам приходил? Ведь не для того, чтобы в него поверили? Он же говорил: «Не создавай себе кумира». Тогда для чего? Все его чудеса, исцеления и воскрешения предназначались лишь для того, чтобы ему поверили. Говоря современным языком, Иисус был умелым пиарщиком. Взять хотя бы случай со слепым. Иисус встретил слепого и решил его исцелить. Для этого он мог бы тут же сказать: «Прозри!», и слепой бы прозрел. Но Иисус плюнул на землю, замешал уличную грязь, намазал слепому глаза и сказал: «Иди к купальне, промой глаза и прозреешь». Представь себе – Ближний Восток, жара, там, где вода, там всегда много людей. Как Ты думаешь, слепой, вновь обретя зрение, молча потихоньку ушел бы домой? Как бы не так! Да он стал кричать от радости и всем рассказывать о своем чудесном исцелении и о том, кто его исцелил. В другом случае, вылечив слепого, Иисус просил его никому не рассказывать об исцелившем его, наверняка зная, что тот молчать не будет.

Кстати о чудесах, сделаем небольшое отступление. В книге «Исход» описывается одно из чудес Моисея, тебе, наверное, известное. Когда «простер руку Моисей на море … и расступились воды … воды же были им стеною по правую и по левую сторону». Такое состояние длилось все время, пока Израильтяне переходили море. А ты знаешь, сколько Израильтян вышло из Египта? Известна точная цифра – 603550 человек! И это только мужчины старше 20 лет! А женщины, дети, скарб, скот, повозки? Это все равно, что если бы снялся с места современный крупный город. Я не знаю, какой величины было то море и как широко раздвинул воды Моисей, но держать такое стояние вод ему пришлось бы не один день и даже не одну неделю. Загадка? А где разгадка? Оказывается, она тут же, в Библии. В книге Исайи, в одиннадцатой главе, читаем: «и иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской». То есть можно предположить, что Моисей приурочил переход к сезону восточных ветров. Так что если к некоторым чудесам присмотреться повнимательнее, то может оказаться, что это вовсе и не чудеса.

Так что же такого Иисус хотел донести до людей, что ради этого добровольно пошел на мученическую смерть? Основные положения учения Иисуса собраны в Нагорной Проповеди. Начинается она словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Что же означают эти слова? Ну, слово «блаженны» понятно, это значит – «счастливы». А «нищие духом»? Предлагались разные значения этих слов. Богословы трактуют их как «смиренные». У Луки читаем: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Нагорная проповедь читалась Иисусом своим ученикам. То есть выходит, что он проповедовал ученикам смирение? Но все его слова и поступки противоречат этому. Чего стоит его знаменитая речь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…». Нет, это не смирение. Тогда что же? Когда его спросили «когда придет Царствие Божие, ответил им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот оно здесь», или «вот там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». Еще Феофилакт и Иоанн Златоуст говорили, что это означает «в душах ваших». То есть это состояние души. В другом месте, когда Иисус говорил иудеям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», иудеи возражали, что, мол, они и не были рабами никогда. Иисус же им отвечал: «всякий, делающий грех, есть раб греха».

Кто такие нищие? Это люди крайней степени бедности, у которых ничего нет, которым нечего терять, которых ничего не держит на этой земле, то есть – свободные. Тогда слова «нищие духом» можно понимать как «свободные духом». А слова «Царствие Небесное» - как состояние души, определяемое как «вера». И первые слова Нагорной проповеди будет иметь смысл: «Счастливы свободные духом, ибо они обретают веру».

Ты можешь спросить меня, а как обрести веру? Сказано: «в страданиях очистится душа ваша». Но мы понимаем эти слова не совсем верно. Слово «страдание» происходит от слова «страда», то есть «тяжелая работа». Другими словами «страдание» означает «работа души». Любовь – тоже страдание, как и сострадание, сопереживание, прощение. Еще неизвестно, что требует большей душевной работы – прощение своего обидчика или радость чужому успеху. Заставляя свою душу трудиться, мы делаем ее чище, легче, светлее, свободнее – и в нее приходит вера. Вера – это состояние души, не подвластное воле человека. Ты не можешь сказать: «Хочу – верю, а хочу – не верю». Когда появляется это состояние, говорят: «пришла вера, снизошла вера». Это радостное состояние души, похожее на состояние в раннем детстве, когда мать ушла и оставила тебя одного. Тебе одиноко, холодно, страшно. И тут она приходит, и всего тебя охватывает радостное состояние – вот она, пришла, наконец-то!

Ты можешь меня спросить, а зачем нужна эта вера, это состояние души? Можно же прожить и без нее. Конечно, можно и без нее. Но каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: а что же потом, там, за последней чертой? Нет ответа. И рождается страх. А вера побеждает этот страх. Извечный страх перед неизвестным будущим. И нет никакого противоречия в том, что ученые люди часто оказываются верующими."Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь", а вера ее побеждает.

Итак, заставляй свою душу трудиться, страдать, сострадать, сопереживать, любить, прощать, и станет она чище, легче, светлее, свободнее, и придет в нее вера и исчезнет страх.…По-видимому, это главное, с чем приходил в наш мир Иисус".

В начало

На главную

©Дмитрий Марфунин

Hosted by uCoz