Дмитрий Марфунин

"О храме Кориканча"

На главную

26 января 2014 года

Как известно, этот храм находится в Перу, в городе Куско. Он состоит из нескольких строений – храм Солнца, храм Луны, храм Радуги и так далее. Нас будет интересовать только храм Солнца. Это прямоугольное строение каменной кладки, без окон, но с тремя дверными проемами в одной из длинных стен. Два крайних проема – это действительно дверные проемы, но третий, средний проем, мягко говоря, не совсем похож на двери. По размеру он примерно такой же, как и два других, но внутри перегорожен каменными блоками и имеет сложное строение. Вот он-то нас и будет интересовать.

Не удалось найти более или менее приемлемую фотографию внутреннего вида этого проема, но так как строение его примерно одинаковое как изнутри, так и снаружи, то будем рассматривать его вид снаружи. Для удобства описания пронумеруем ряды каменных блоков, из которых сделан этот проем:

При ближайшем рассмотрении этого проема складывается впечатление, что в него была вставлена какая-то конструкция или механизм. Несмотря на то, что вообще-то между каменными блоками в этих строениях характерны очень тонкие швы, в этом проеме между рядами блоков оставлены тонкие пазы, как будто бы там были вставлены тонкие листы, по всей видимости, металла (между первым и вторым рядами эти пазы толще):

А также на основании того, что у нависающего блока в пятом ряду снизу также сделан этот паз, можно предполагать, что третий и четвертый ряды были сплошные:

Если это так, то вид этого проема мог бы выглядеть следующим образом:

Становится ясным, что сложного строения амбразура во втором ряду являлась центральным элементов во всей этой конструкции. Обращают на себя внимание параллельные канавки, проделанные на внутренней поверхности этой амбразуры с обеих сторон:

Можно было бы предположить, что по этим канавкам, как по рельсам, могло двигаться что-то. Но так как и сверху и снизу эта амбразура ограничена каменными блоками, то этот вариант отпадает. Вспоминается, что инки этот проем называли Двери Бога. А раз двери, то должны были быть и створки. Тем более что по каждой стороне этой амбразуры можно видеть по две ниши, прорезанные до вышеописанных канавок. В этих нишах могли бы находиться петли этих предполагаемых створок. Схему строения этих предполагаемых створок можно было бы представить в следующем виде:

Но эти створки могли открываться только в том случае, если бы их петли были закреплены на какой-то оси, или каждая на своей, или на общей (что более логично), а эта ось была бы зафиксирована в листах металла, установленных между рядами блоков. Обращает на себя внимание маленькое окно в пятом ряду. Оно не так тщательно прорублено и, по всей видимости, играло вспомогательную роль. Можно предположить, что оси петель створок проходили через все листы и доходили до этого окна и далее могли бы управляться с помощью несложных рычагов. То есть, если это так, то мы имеем механизм дистанционного управления открытием и закрытием створок:

Но зачем были нужны эти створки? Тут начинается область чисто теоретическая. Как известно, инки поклонялись Солнцу как главному божеству. Описываемый храм был посвящен этому божеству. И у этого храма были двери Бога. Что позволяет думать, что через эти двери этот Бог мог как бы входить и выходить.

Как ни странно, но возникает вопрос – а была ли у этого храма крыша? В настоящее время у него крыши нет, и при взгляде на стены сверху не за что зацепится, что бы предположить наличие на них в прошлом крыши:

Но утверждается, что на строениях крыша была, и сделана она была из соломы (или травы). Если это так, то она должна была легко сниматься.

Далее, главным праздником у инков было солнцестояние. Но тут следует неразбериха – утверждается, что праздновалось оно в декабре и называлось зимним. Но Куско расположен на тринадцатом градусе южной широты, то есть в южном полушарии, где декабрь – это лето, а зимнее солнцестояние происходит в июне. Скорее всего, оно праздновалось действительно в декабре и было летним по сути: какой смысл праздновать день бога Солнца, когда оно занимает самое низкое положение на небе? То есть в день летнего солнцестояния в полдень солнце занимает самое высокое положение на небосклоне, когда предметы практически не отбрасывают тень (учитывая расположение близко к экватору).

Вернемся в храм. На внутренних поверхностях стен проделаны ниши, число их по пять на коротких стенах, девять на глухой длинной и шесть (учитывая дверные проемы) на стене с дверями. Всего двадцать пять ниш, расположены они на одной высоте и примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Назначение этих ниш неизвестно.

Поклоняясь солнцу как главному божеству, для поддержания этой веры среди паствы (и подтверждения своей значимости) жрецы должны были как-то демонстрировать могущество Бога (и собственную исключительность) народу в день главного праздника. Как известно, инки владели искусством полировать металл (в данном случае золото). Можно предположить, что они могли изготовить золотые зеркала (по описаниям, храм снаружи был покрыт листовым золотом, и при солнечной погоде на него больно было смотреть, так он блестел). Также можно предположить, что эти зеркала могли быть установлены внутри храма по периметру, и ниши могли бы служить местом фиксации этих зеркал. Так как эти ниши расположены выше, чем амбразура со створками, можно предположить, что эти зеркала могли быть сфокусированы так, что луч от них падал в одну точку, на зеркало сложной конфигурации, направляющего свой луч как раз на створки вышеописанной амбразуры. И в день праздника, загодя сняв крышу с храма, ровно в полдень, с помощью дистанционного механизма открыв створки (так как дотронуться рукой до створок, я думаю, желающих бы не было), жрецы могли бы направить луч на какой-либо предмет (к примеру, жертвоприношение) и воспламенить его, тем самым продемонстрировать как бы выход Бога.

И последнее, уже не по теме. С наружной стороны этого проема, в первом ряду посредине между блоками можно наблюдать скол одного из блоков. При увеличении фотографии видно, что этот скол не похож на обычный скол камня, как, например, скол в третьем ряду изнутри. Этот скол больше похож на разрушение блока, изготовленного заливкой в бетон бутового камня:

Может быть, здесь кроется разгадка секрета изготовления инками больших неподъемных блоков? Но это уже совсем другая история.

В начало

На главную

© Дмитрий Марфунин