Дмитрий Марфунин

 

"О хождении по водам"

На главную

 

Тебе, конечно, известно это евангельское событие. Сейчас сей факт как бы не подвергается сомнению, ну и мы тоже не будем сомневаться в том, что это событие произошло на самом деле. Но описание его в Евангелиях вызывает некоторые вопросы.

Во-первых, ясно, что это происходило на Геннисаретском (Галилейском) озере, но где? В какой его части? Откуда отплыли ученики Иисуса, точно не говорится, но мы знаем, что это произошло сразу же после того, как Иисус накормил пять тысяч человек (не считая женщин и детей) пятью хлебами и двумя рыбками. У Иоанна говорится, что это происходило в окрестностях города Тивериады. Этот город располагался на западном берегу озера, где и сейчас располагается современная Тиберия.

Кстати, о кормлении (немного отвлечемся). Сейчас этот факт также не подвергается сомнению, а некоторые критики утверждают, что это было массовое гипнотическое воздействие. Так ли это? Проанализируем тексты. Отметим время дня, когда это происходило: Матфей «…когда настал вечер…время позднее…», Марк «…а времени уже много…». Место события: Матфей, Марк «…место пустынное…» Иоанн «…много травы…». Нужно уточнить, что слова «много травы» можно понимать лишь в одном смысле – она была густая и высокая (ты же знаешь, что в этих текстах нет ни одного слова лишнего). Далее, гипнотизеры утверждают, что воздействовать на пять тысяч человек (а на самом деле их было больше) очень трудно, практически невозможно. Что же делает Иисус? Он велит (Марк) «…рассадить всех отделениями на зеленой траве…сели рядами, по сто и по пятидесяти…». А далее? Иоанн «…велите им возлечь…» Матфей «…возлечь на траву…». Представь, ты лежишь в ряду с другими в высокой траве – кого ты можешь видеть? Только своих соседей и высокую траву! А на пятьдесят человек оказать гипнотическое воздействие уже намного проще. И ни в одном Евангелии не говорится, что Иисус увеличил число хлебов и рыб. Говорится, что Иисус ими накормил, и все! Ты можешь спросить, а как же его ученики, они же были свидетелями этого гипноза? Не могло ли это подорвать их веру? Конечно, такая опасность была, и Иисус воздействовал и на учеников тоже. Об этом далее есть одна ремарка: когда описывается их состояние при встрече Иисуса на воде, отмечается (Марк) «…ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено…». Вероятно, это и заставило Иисуса отправить их на лодке, несмотря на поздний час. Во всяком случае, отметим, что Иисус, очевидно, обладал способностью к массовому гипнозу (запомним, это пригодится).

Итак, выяснили, что отправились они на лодке от окрестностей города Тивериады. Но куда? У Матфея читаем «..тотчас понудил отправиться на ту сторону…», а дальше можно прочитать «…прибыли в землю Геннисаретскую…», у Марка же «…тотчас понудил отправиться на другую сторону к Вифсаиде…», только у Иоанна говориться точно: «…отправились на ту сторону, в Капернаум…». Это, скорее всего, и был пункт назначения, так как земля Геннисаретская также находится здесь. Но Капернаум находился и сейчас находится тоже на западном берегу озера, в его северной части. На карте от Тивериады до Капернаума расстояние по прямой чуть больше 10 километров . По берегу же озера расстояние не намного больше – около 13 километров . Зачем надо было заставлять («понудил») учеников на ночь глядя (Иоанн «…когда настал вечер…») отправляться на лодке в Капернаум, когда по берегу можно было быстро добраться (Из Капернаума до Тивериады 3 часа пути («Библейская энциклопедия»)).

Итак, Иисус отправил учеников в Капернаум на лодке, а сам взошел на гору помолиться. (Для справки: ближайшая к Тивериаде гора расположена на берегу озера в начале пути из Тивериады в Капернаум). Все, как один, евангелисты отмечают плохую погоду для водного путешествия: Матфей «…волны, ветер противный…», Марк «…ветер противный…», Иоанн «…ветер сильный, волны…». Ветер «противный» значит встречный. Не говорится, каким образом они отправились в путешествие. Если под парусом, то непонятно вообще, как они могли двигаться при встречном ветре? Я не знаю, могли ли люди в I веке нашей эры плавать под парусом против ветра? Если могли, то они должны были идти галсами, а это отнюдь не прямой путь. Если же на веслах, то скорость их передвижения также оставляла бы желать лучшего. Во всяком случае, это может объяснить положение их на момент встречи с Иисусом. У Матфея «…лодка на середине моря…в четвертую стражу ночи…», у Марка «…лодка посредине моря…около четвертой стражи…», у Иоанна «…проплыв 25-30 стадий…». Мы знаем, что стадия равна по одним данным 178,5 метра , по другим – 185 метров . По максимуму они проплыли около 5,5 километров , что вполне соответствует положению «посредине моря». Четвертая стража ночи – это от 3 до 6 часов утра. Если взять начало четвертой стражи, то есть 3 часа ночи, а отправились они в поздний вечер, то выходит, что они за 6-7 часов прошли 5 километров ! Это примерно в пять раз медленнее скорости пешехода.

Теперь поговорим о собственно хождении. Не отрицая возможности факта хождения Иисуса по воде (то есть, способности к левитации), рассмотрим один вариант, так и напрашивающийся при рассмотрении особенностей окружающего рельефа местности. Средняя часть маршрута, по которому должны были плыть ученики, проходил параллельно берегу, который представлял собой Геннисаретскую равнину, то есть низменность, тогда как остальные части были гористыми. Ты, наверное, знаешь, что часто бывает у естественных водоемов, если их берега представляют собой низменность, то эта низменность плавно переходит в дно этого водоема. Другими словами, можно предположить, что у берегов Геннисаретской равнины было мелководье. В дополнение к этому ветер, встречный по отношению к движению лодки, был, по всей вероятности, северным (а может быть, он был северо-западным?). Во всяком случае, он мог согнать воду с мелководья, сделав глубину еще мельче. Но, повторяю, это всего лишь предположение.

Иисус, находясь на горе, расположенной на берегу озера, мог прекрасно видеть лодку и определять ее скорость. В нужный момент он мог спуститься с горы, пройти по берегу на траверз лодки и перейти к ней (как, на этот момент не важно). Но зачем это было нужно? Ответ можно найти в словах Петра. Как ты помнишь, он обратился к Иисусу, прося его, что бы он научил и его ходить по воде (к этому моменту ученики уже узнали Иисуса). Его слова начинались: «Господи, если это Ты…» (Матфей). Можно думать, что на этот момент были все же какие-то сомнения. Когда же Иисус вошел в лодку, «…поклонились и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матфей). Заметь, это было еще до Преображения. Видимо, все это было сделано Иисусом для того, чтобы ученики поверили ему. А зачем, мы с тобой уже говорили (см.: «О миссии Иисуса»).

Ты вправе задать вопрос: а как быть с Евангелием от Луки? Там тоже описывается случай кормления 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами, но происходило это в окрестностях города Вифсаиды, а это совершенно противоположный Тивериаде берег озера. Видишь ли, дело в том, что вообще то было два кормления. Матфей и Марк пишут, что после прибытия в Капернаум они предприняли путешествие к городам Тир и Сидон, затем вернулись к озеру Галилейскому и на горе накормили 4000 человек семью хлебами и несколькими рыбами. По всей вероятности, это произошло в окрестностях Капернаума, так как затем они на лодке поплыли в город Магдала, а он располагался на берегу озера, на пути из Капернаума в Тивериаду. И только затем они пересекли озеро и прибыли в город Вифсаиду и далее в Кесарию Филиппову, к горе Ермон (см. «Преображение»). У Луки же после единственного кормления на горе практически сразу следует Преображение. Видимо, у Луки произошло не только совмещение двух кормлений в одно, но и смещение по времени.

А теперь обратимся к некоторому моменту, казалось бы, совсем не имеющему никакой связи с темой нашей беседы. У Иоанна (8.59) читаем: «…Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее…». У евангелистов можно прочитать о нескольких случаях, когда Иисуса хотели побить, но он каким-то образом избегал этого. И только у Иоанна описан способ, как это происходило. «Скрылся…пройдя среди них…и вышел». Это можно понимать только, как способность Иисуса становиться невидимым. Итак, Иисус обладал способностями к массовому гипнозу, левитации и невидимости. Кроме этого, обладал способностью к врачеванию, резко отличавшейся от возможностей местных врачевателей. Эти способности можно расценивать как дар свыше. Но в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» есть описание людей, тоже обладавших такими способностями. В Евангелиях нет никаких сведений, но можно предположить, что до тридцати лет, до появления его на родине, Иисус овладел такими способностями. Я не буду оригинальным, но мне кажется, что местом, где могло это произойти, вполне могла быть Индия.

 

В начало

На главную

© Дмитрий Марфунин

 

Hosted by uCoz