"О природе цвета и Преображении Господнем"

На главную

«Ты знаешь, - мой друг, как всегда, начал издалека, - мне кажется, что цвет зависит не только от свойств поверхности. Известно же, что мы видим поверхности в одном цвете, а другие живые организмы, имеющие зрение, видят те же поверхности совсем в другом цвете. Да и среди людей цветоощущение бывает различным. Проведем известный опыт: включим в темной комнате источник красного света и поместим перед ним три листа бумаги – белого, красного и синего цвета. В красном свете белый лист бумаги будет нам казаться белым, красный лист бумаги будет нам казаться тоже белым, во всяком случае, они будут нам казаться одинаковыми, а синий – черным. Объяснения вроде бы логичные – белый и красный листы одинаково отражают красный свет, поэтому они нам кажутся в красном свете одинаковыми и белыми. Синий же лист бумаги будет поглощать красный свет, поэтому он нам будет казаться черным. Какие же выводы можно сделать из этого опыта? Во-первых, как мне кажется, мы видим не только свет, который отражается, но и свет, который поглощается. Во-вторых, если свет полностью отражается от поверхности, то такая поверхность кажется нам белой. В-третьих, если свет полностью поглощается поверхностью, то такая поверхность нам кажется черной. В-четвертых, очевидно, что разница между отраженными и поглощенными частями спектра падающего света и будет восприниматься нами как цвет поверхности. Но во время одной из бесед мы договорились о том, что свет не отражается (см. «О квантовой механике…»). Если принять это условие, то наши выводы будут звучать по-другому. Если свойства атомов какой-либо поверхности таковы, что падающее на неё излучение определенного спектра частот способно генерировать в этих атомах излучение всего этого спектра частот, то мы воспринимаем эту поверхность как поверхность белого цвета. Если же свойства таковы, что падающее излучение не способно генерировать в них никакого излучения, то эта поверхность воспринимается как черная. Если же свойства атомов поверхности таковы, что падающее излучение определенного спектра частот способно генерировать в них излучение лишь какой-то части этого спектра, то в результате мы видим поверхность того или иного цвета, в зависимости от того, какая часть спектра генерировалась. То есть цвет, видимо, зависит не только от свойств атомов поверхности, но и от качества света, которым эта поверхность освещается.

Ты можешь спросить меня, зачем я тебе все это рассказываю? Дело в том, что в Евангелиях упоминается одно событие, описание которого вызывает массу вопросов – это Преображение Господне. Коротко о нем можно сказать так – Иисус взял трех учеников и поднялся с ними на гору, где на некоторое время его лицо преобразилось, и вся одежда его стала белой. В это же время появились Моисей и Илия и имели с Иисусом беседу. Будем по порядку ставить вопросы и по возможности попытаемся на них ответить.

Во-первых, зачем Иисус явил Преображение? Богословы говорят, что это явление характеризует божественное происхождение Иисуса. То есть можно предположить, что Иисусу нужны были доказательства для того, чтобы ему поверили. Это созвучно с нашей предыдущей беседой (см. «О миссии…»). Так же, как и в других случаях, Иисус предупредил свидетелей, что бы они никому об этом не говорили. Но зачем было подниматься на гору? Можно было бы это явить и на равнине, в укромном месте, в помещении или в какой-нибудь пещере. Видимо, на горе были необходимые условия для его проявления.

Далее, где это произошло? Богословы в один голос утверждают, что это произошло на горе Фавор, хотя в Евангелиях не указано название горы, а сказано, что гора «высокая». При анализе предыдущих событий четко проявляется направление маршрута движения Иисуса с учениками – Магдала – Вифсаида – Кесария Филиппова. Гора же Фавор расположена в прямо противоположном направлении от этого маршрута, рядом с городом Назарет. Кесария Филиппова расположена, можно сказать, у подножия горы Ермон. Если от Кесарии Филипповой до горы Ермон несколько километров, то до горы Фавор по прямой девяносто километров, а по дороге – все сто двадцать! Складывается впечатление, что Иисус целенаправленно шел к горе Ермон. Сказано, что Иисус на горе стал молиться. Гора Ермон издавна использовалась как место для молитвы – на ней были развалины храма Ваала. А на горе Фавор стояла римская крепость, какая уж тут молитва. Далее сказано, что восхождение было «по прошествии дней шести» (у Луки – восьми). Есть два варианта объяснения этому. Одно – они готовились к восхождению. Это и понятно, если посмотреть на фотографии этих гор:

 

Зачем готовиться к восхождению на гору Фавор – там всего ходу три часа туда и два обратно. Ермон же – серьезная гора. Другое объяснение – Иисус выжидал время, удобное для восхождения на гору. При описании явления Преображения говорится, что одежды сделались «белыми, как снег». В тех широтах, конечно, выпадает снег, но редко. Дело же происходило летом. А на горе Ермон снег лежит круглый год – им было с чем сравнивать.

Далее, почему Иисус взял трех учеников, взял бы одного или всех? Как мы уже выше упоминали, Иисусу нужны были свидетели, а один – это не свидетель. А восхождение большой группой затруднительно. Почему трех – да потому, что вместе их было четверо, то есть две пары, что с точки зрения восхождения очень логично. Иисус взял с собой Петра, Иакова и Иоанна. Почему именно их? Все трое были рыбаками, то есть физически крепкими людьми, что при восхождении имеет большое значение. Еще одно свидетельство: «в следующий день, когда они сошли с горы». То есть они были на горе длительное время, даже пришлось ночевать там, что также говорит в пользу горы Ермон.

Теперь по поводу самого явления. Сказано: «лицо преобразилось…просияло лицо, как солнце…одежды сделались белыми, блистающими». Преобразилось не только лицо, что можно было бы объяснить изменением свойств тела Иисуса, но и поверхность одежды. Если у Марка об этом говориться «белыми, как снег», то у Матфея - «белыми, как свет». Учитывая наши предыдущие размышления, можно было бы предположить, что имело место некое внешнее воздействие в виде излучения достаточно высокой энергии, способное вызвать генерирование облучаемой поверхностью такого же излучения, то есть, другими словами, способного полностью быть отраженным. Это излучение, видимо, и воспринималось свидетелями как белый, блистающий цвет. В горах воздух чистый, поэтому там не видно падающего луча. Закрадывается мысль, что Иисус затем и поднялся в горы, чтобы на фоне снега проявилось только его изменение цвета. Одновременно с изменением цвета рядом с Иисусом появились две мужские фигуры. Цвет их одежды не указывается. Откуда они появились, не известно, но в голове постоянно крутится слово «голограмма». Откуда свидетели узнали, что это Моисей и Илия? Они же никогда их не видели, и изображений их не было. Видимо, об этом им потом сказал Иисус. Далее их накрыло светлое облако, был слышен голос, и все исчезло. Во время этого явления свидетели находились в каком-то особом состоянии. Матфей прямо говорит: «отягчены были сном…», а так же «возведя очи свои…», «внезапно посмотрев вокруг…», «устрашились», то есть это говорит о воздействии этого явления на их психику. И последнее – удивительно, что Иоанн даже не упомянул об этом событии, хотя из всех евангелистов он единственный был свидетелем Преображения. Может быть потому, что при жизни Иисуса он был юным, а Евангелие свое писал уже в зрелом возрасте, когда ему уже не нужны были доказательства божественного происхождения Иисуса?»

В начало

На главную

© Дмитрий Марфунин

 

 

Hosted by uCoz